Пятница, 22.09.2017, 23:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Школа № 78

Новости школы
[22.09.2017][Новости]
Звездный дождь (0)
[11.09.2017][Новости]
Прием заявлений в «Школу будущего первоклассника» (0)
[11.09.2017][Новости]
День Знаний! (0)
[31.08.2017][Новости]
Оплата питания (0)
[09.08.2017][Новости]
Внимание, переклички! (0)
[05.08.2017][Новости]
Знаете, где торгуют наркотиками в Интернете — сообщите! (1)
[02.06.2017][Новости 2016-2017]
Мероприятия, посвященные Дню славянской письменности (0)
[16.05.2017][Новости 2016-2017]
Пост № 1 (0)
[16.05.2017][Новости 2016-2017]
Российское движение школьников (0)
[10.05.2017][Новости 2016-2017]
Собрание для родителей будущих первоклассников (0)
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Страничка психолога

    Гиперактивный ребенок в школе:

     советы родителям.

     

    Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и многие учителя и родители столкнулись с похожими проблемами: дети, чаще мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными.

    Что такое гиперактивность? Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

     

    Полностью этот диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые; у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. С каждым годом процент детей с СДВГ, в России и во всем мире, растет, следовательно, в каждом классе, есть такие дети.    

    Первое, что нужно знать родителям: СДВГ — не психическое заболевание, а расстройство развития. Просто у ребенка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим — он уже рождается таким. Родители спрашиваются: «Это мы где-то недоглядели, чего-то вовремя не сделали?». Родители здесь не виноваты. Если бы мы могли заглянуть к такому ребенку в мозг, то увидели бы, что те области, которые отвечают за самоконтроль, за управление поведением, у него работают иначе, чем у других.

    Парадокс в том, что эти дети выглядят абсолютно нормальными. Вот он просит прощения и обещает исправиться, однако раз за разом свои обещания нарушает — и его начинают считать испорченным... Дети с СДВГ забывают правила и ведут себя, поддавшись импульсу. Родители, которые знают об этом, легче прощают такого ребенка, не навешивают на него всевозможные ярлыки и не винят себя понапрасну.

    Причин у СДВГ может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что у детей с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар сразу после рождения чаще развивается СДВГ.

    На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Поставить диагноз СДВГ должен врач.  Но учитывая особенности нашей современной жизни и медицинского обслуживания, данная процедура существенно затрудняется. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности. И если учитывать, что на прием у врача на одного ребенка уходит не более 12 минут вместе с заполнением карточек и справок, то возникает вопрос: «Как он может определить есть у ребенка СДВГ или нет». Поэтому чаще всего врач ориентируется на жалобы родителей и историю развития ребенка, содержащуюся в медицинской карточке. И если сами родители не предоставляют эту информацию, то и поставить диагноз, а следовательно и помочь ребенку, очень трудно

    Естественно у школьного психолога, наблюдая за ребенком на уроках и внеурочное время, напрямую контактируя с учителем и проведя необходимые психологические методики есть больше возможности определить проблему и направить ребенка на консультацию к неврологу за необходимой медикаментозной поддержкой. Потому что любые педагогические и психологические методики малоэффективны, с такими детьми, при отсутствии медицинского сопровождения.

                К сожалению, нет способа вылечить СДВГ раз и навсегда. Но от поведения родителей во многом зависит развитие ребенка. Понимая, в чем проблема, они способны значительно облегчить ему жизнь.  

    Самое эффективное, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь ребенка с СДВГ, — выстроить для него систему внешнего контроля.

    1. Детям с СДВГ сложно удерживать в голове большой объем информации. Это значит, что задачи для них следует дробить на части. Сделал одно — получи новое задание.
    2. Известно, что у детей с СДВГ большие проблемы с ощущением времени. Они «близоруки к будущему». Если мы можем планировать свою деятельность и примерно представляем себе, к чему она приведет, то у детей с СДВГ «окно во времени» — десять минут максимум. Они живут исключительно этим моментом, они не представляют последствий. Поэтому, если в результате их действий происходит «что-то не то», это не их выбор, они этих последствий не хотели. При этом такой ребенок остро нуждается в немедленной обратной связи от родителей. И в этом случае последствия ему нужны здесь и сейчас. С ним не сработает подход: «Если ты будешь в течение месяца следить за порядком в своей комнате, мы подарим тебе велосипед» или «Если ты сейчас же не сядешь за уроки, вечером вернется отец и тебя накажет». Вечер — это какое-то туманное будущее. Лучше говорить так: «Если ты прямо сейчас сделаешь вот это, то сможешь получить то-то и то-то сразу же».

    Таким детям очень трудно в школе. Они должны просидеть сорок минут не отвлекаясь и выполнить классную работу, а оценка появится только через два дня, когда учитель проверит тетради. В такой ситуации сложно сосредоточиться, потому что результат и награда — очень далеко. 

    1. С этими детьми хорошо работает «очковая» или «жетонная» система. За выполнение повседневных дел ребенок получает награды в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. Так он постоянно видит результат своих действий, понимает, что его возможности с каждым разом и с каждым делом увеличиваются.
    2. Применение таймеров. Они помогают детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы.
      Есть еще одна прекрасная вещь — часы, у которых на циферблат нанесен цветной круг, и вместе с проходящими минутами этот круг исчезает. По этим часам «вживую» можно увидеть, как уходит время. Ведь сам ребенок не чувствует, что оно заканчивается, и из-за этого откладывает дела.
    3. При посещении общественных мест, например поликлиники, нужно заранее продумать, чем в течение часа или двух будет заниматься ребенок, особенно если мама будет занята. Запаситесь бумагой, фломастерами и игрушками. Нелишне будет взять в помощь родственника. К сожалению, взрослые часто реагируют реактивно: поместили ребенка в ситуацию, в которой у него, скорее всего, начнутся проблемы, и потом начинают его ругать.
    4. Принимать ли при СДВГ медикаментозные средства? Этот вопрос родители должны решить сами. Конечно, применение лекарств имеет свои плюсы и минусы, но в подавляющем большинстве случаев практические психологи советуют хотя бы попробовать лечение, потому что эффект может оказаться значительным.
    5. Нужно взять учителя себе в союзники. Просто сказать учителю: «Знаете, у моего ребенка СДВГ» — значит не сказать ничего. Учитель не хуже вас видит поведение ребенка. Чаще обе стороны, и учителя, и родители, только жалуются: «Эти родители ничего не хотят делать, весь груз на нас», «Эти учителя ничего не понимают про нашего ребенка, только гнобят его». Но такой подход только усугубит состояние ребенка. Эффективнее работать вместе, прислушиваться к советам учителя и совместно вырабатывать план коррекции.

    По мере взросления способность к самоконтролю, умение управлять своим поведением у любого ребенка улучшается. Суетливость, подвижность, болтливость уменьшаются. Люди приучаются сдерживать себя, однако они продолжают оставаться порывистыми и вспыльчивыми. Проблемы, связанные с недостатком внимания и сосредоточенности, обычно остаются и сопровождают этих людей и во взрослой жизни. Поэтому стоит задуматься о будущем своего ребенка сейчас и помочь ему сегодня.

    Естественно можно отложить решение проблемы на потом и предоставить ребенку возможность самому решать, как ему жить с СДВГ. В мире существует немало профессий, которые вполне подойдут человеку с проблемами самоконтроля. Известно, что, например, в США люди с СДВГ охотно идут в армию (таких там, по некоторым подсчетам, более десяти процентов), потому что армия предполагает четкие правила и рамки, понятную структуру, прописанные обязанности и двигательную активность.

    С другой стороны, сложно винить родителей, ведь оказаться в такой ситуации никому не пожелаешь. Это огромный труд — воспитывать детей с СДВГ. Но лучше все-таки не забывать: сложное поведение — отнюдь не свободный выбор ребенка.

     

    Из книги «Душа вашего ребенка».